Интервью с БУЖОР В. Г., доктором права,
Президентом Независимой Криминологической Ассоциации // Закон и жизнь, 2010.
На основе анализа происходящих в Республике Молдова процессов, Бужор В. Г. выделяет некоторые факторы, которые негативно влияют на процессы реформирования молдавского общества и, которые характерны и для других стран постсоветского пространства, это – отсутствие теоретического обоснования проводимых экономических, социальных и политических реформ, а так же – правовой нигилизм.
Корреспондент: Валерий Георгиевич, вы как криминолог, всегда по своему оценивали состояние дел в нашем обществе, Ваши прогнозы относительно криминогенного, да и социально-политического развития всегда, с той или иной долей вероятности – сбывались. Как вы думаете, с научной точки зрения, что тормозит развитие нашего общества, почему так долго мы находимся в состоянии «переходного периода» и никак не можем определиться с вектором развития молдавского общества?
Бужор В. Г.: Действительно, происходящие в странах постсоветсоветского пространства попытки демократизации общества, внедрения механизмов рыночной экономики, а так же «построения» правового государства привели совсем к иным социальным последствиям, чем те которые преследовались их инициаторами. Об этом свидетельствует опыт социальных преобразований не только Молдовы, но и Украины, Грузии, России и других стран. Возникает вопрос – почему путь к социальной справедливости и диктатуре закона, к европейским ценностям и процветанию нации оказались дорогой к диктатуре и произволу одной партии, к криминализации политики и политизации криминала, к дегенерации нации и социальной апатии?
К сожалению, сегодня мы, только констатируем такое положение дел, не будучи еще в состоянии его однозначно объяснить. Если честно я так же вряд ли смогу удовлетворительно ответить на ваш вопрос.
Корреспондент: И все же у вас должны быть какие-то объяснения происходящему.
Бужор В. Г.: На этот раз вряд ли предложу стройную концепцию. Я постараюсь, в данном контексте обратить внимание лишь на два фактора, которые серьезно влияют на процесс социального реформирования.
Первый, это отсутствие теоретического осмысления происходящих процессов и полное отсутствие научного обоснования проводимых в стране экономических, социальных и политических реформ.
Наши политики, которые в большинстве своем не имеют соответствующей гуманитарной и юридической подготовки смотрят на общество как на механический агрегат, которого можно перестроить произвольно, по определенному плану. Совершенно игнорируется тот факт, что общество, как совокупность общественных отношений, это система саморазвивающаяся, самоорганизующаяся и сомовсопроизводящееся, развитие которой осуществляется по определенным социальным законам. Всякое волевое, вмешательство в этот естественный эволюционный процесс, подмена механизмов саморегулирования социальной системы, попытки переделывать ее по определенному плану, неизбежно приводит к ее дестабилизации и непредсказуемым социальным последствиям. Вот почему, нашим правителям, при внедрении, ценностей, норм и образа жизни европейских демократий следует, опираться не только на желание и политическую волю «осчастливить» свой народ, загоняя его в те или иные «союзы».
Корреспондент: А как должно быть?
Бужор В. Г. : Необходимо, исходя из национальных интересов, опираясь на науку и, исходя из реалий данного, конкретного молдавского общества, его ценностей, исторических традиций и культурных связей, предложить ту модель социальных отношений, которая соответствовала духу нашего народа и создавала бы, по возможности, оптимальные и справедливые условия для реализации интересов всех субъектов общественных отношений. Только это может поддержать социальный мир и гармонию в обществе, стать эффективным механизмом преодоления социальных противоречий, быть источником прогресса и процветания страны. Однако, вместо теоретического обоснования проводимых преобразований продолжается практика реализации реформ на уровне здравого смысла, который, будучи полезным, в повседневной жизни совершенно неприемлем в практике социальных преобразований.
Корреспондент: Пожалуй с последним утверждением можно согласиться. Однако возникает вопрос – где наша отечественная наука и каково ее роль в теоретическом обеспечении проводимых в стране преобразований?
Бужор В. Г. : Следует, в то же время признать, что и сама современная молдавская общественная наука не в состоянии предложить эффективные и адекватные современным реалиям теоретические концепции развития общества. У нас в стане продолжают использоваться теоретические концепции и парадигмы, касающихся сущности, социальных функций и исторической перспективе таких социальных явлений как государство, право, юридическая ответственность и др., которые, были разработаны в иное время и применительно к иным историческим условиям, и которые, будучи лишь несколько видоизменены, формируют научное мировоззрение уже нового поколения молдавских юристов, экономистов, политологов, историков. Поколения, которое будет жить, и творить совершенно в иных социальных условиях. Данное положение дел не может не сказываться и в будущем на состояние теоретического обоснования реформ в обществе. К сожалению, теория и социальная практика развиваются сами по себе, даже не пересекаясь. Вот почему теоретический вакуум заполняется невежеством.
Корреспондент: А какой второй фактор Вы определили?
Бужор В.Г.: Другой фактор, который существенно влияет на осуществление необходимых нашему обществу реформ – это глубоко укоренившееся правовой нигилизм, понимаемый как состояние правосознания личности или социальной группы и характеризующееся игнорированием требований закона, преуменьшением роли права и отрицанием значимости юридических норм либо пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям.
Подобное отношение к закону, к правовым принципам формирует в первую очередь сама правящая элита. Мы являемся свидетелями беспрецедентного количества принятых, отмененных и видоизмененных законов и подзаконных актов которые противоречат не только друг другу и Конституции, но и международным обязательствам. В большинстве из них лоббируются интересы отдельных групп, кланов либо узкопартийные интересы. Право последних лет в Республике Молдова, стало не что иным, как возведенный в ранг закона произвол власти, или, если быть точнее – произвол правящей партии (коммунистов). Не только нормативные акты, но и судебные решения принимались по принципу целесообразности и выгодности. Безусловно, такое состояние дел, после 2000 года и до настоящего времени, сильно повлияло на формирование правосознания общества в целом, в котором коррупция, протекционизм, кумовство стали образом жизни молдаван. В большой мере это повлияло и на то, что государство, как социальный институт, предназначенный для поддержания социального порядка, преодоления социальных противоречий и установления в обществе социальной справедливости не только превратился в орудии реализации партийных и клановых интересов.
Корреспондент: Что вы хотите казать таким утверждением?
Бужор В. Г. : Я хотел бы подчеркнуть тот тревожный факт, что в условиях отсутствия, каких либо механизмов контроля за государственным аппаратом, последний сраставшись с теневой экономикой и организованной преступностью мутировал превратившись в клептократическо – бюрократический монстр, который используя административный и информационный потенциал государства, а так же контролируя репрессивные и судебные органы стал не просто влиять на все происходящие в молдавском обществе процессы, он их стал определять.
Поэтому, тем, кто пришел к власти в Молдове, после выборов 2009, года не должны игнорировать или тем более недооценивать данный фактор. В противном случае результат всех начинаний официальной власти предопределен – он будет таким, который желаем клепто – бюракратическим аппаратом, который стремится к своему выживанию в новых условиях, к созданию наиболее выгодных политических условий для реализации своих специфических экономических интересов.
Корреспондент: На сколько я понимаю это уже третий фактор негативно влияющий на проведение в нашем обществе реформ.
Бужор В. Г. Да, Вы правы, это третий и определяющий фактор всего что происходит в молдавском обществе.
Корреспондент: Спасибо за интервю!