Валерий Бужор, доктор права, и.о. профессора кафедры публичного права
Бельцкого Государственного Университета АЛЕКУ РУССО

Константин Тельпиз, докторанд

The New Criminal Code of Moldova regulates responsibilities for creation a criminal organization and its directing, reveals that necessity which calls for instituting criminal proceeding against people realizing general managing of criminal activity which does not deal with the preparations and committing concrete crimes.

However, having picked out two most dangerous forms of organized criminal activities, legislator used a number of evaluative notions, from this is quite high level of uncertainty of new norms of responsibility for creation different criminal organizations. Following the suggested editing norms, they sooner remind of criminological definitions than rightful ones and all this finds difficulty in their practical application.

The author of the article proceeding from criminological activity experience and from proper rightful categories in other countries legislation commented the analyzed article and also tried to formulate the propositions directed to the Criminal Code norms perfecting of Moldova about responsibilities for creation a criminal organization and its directing.

Уголовный кодекс Республики Молдова в статьях 284 и 46 регламентирует ответственность за создание преступной организации или руководство ею. Однако в правоприменительной практике и теории молдавского уголовного права остаются много дискуссионных вопросов по данной проблеме, о чем мы уже высказывались и ранее.

Необходимость выделения преступного сообщества в качестве самостоятельной уголовно–правовой категории стала очевидной после того, как ученые и практика борьбы с преступностью выделили данную форму преступного объединения в качестве самостоятельной [1, 61; 2] а также, исходя из потребности в привлечении к уголовной ответственности лиц осуществляющих общее руководство преступной деятельностью, не связанное с подготовкой и совершением конкретных преступлений.

Однако, законодатель, выделив две наиболее опасные формы организованной преступной деятельности (организованную преступную группу и преступную организацию), не избежал при их описании многих оценочных понятий, вот почему остается достаточно высоким уровень неопределенности новых норм об ответственности за создание преступного сообщества. В представленной редакции они напоминают скорее криминологические дефиниции, чем уголовно–правовые нормы, что в свою очередь затрудняет их практическое применение. Не внесли ясности в понимании данного вопроса и комментарии данных статей [3, 412; 4, 131].

Ниже, исходя из опыта правоприменительной деятельности, а также из анализа соответствующих уголовно-правовых категорий в законодательстве других стран, мы попытались сформулировать предложения направленные на совершенствование норм УК. P.M. об ответственности за создание преступной организации и руководство ею.

Уголовная ответственность за создание преступной организации предусмотрена в ст. 284 УК помещенной в гл. XXIII Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Данное преступление посягает на общественную безопасность, поскольку организованное совершение преступлений, в частности тяжких, особо тяжких и чрезвычайно тяжких, способно дестабилизировать социально–экономическую ситуацию в стране и представляет потенциальную угрозу для жизни или здоровья граждан и имеет следующее содержание:

Создание преступной организации или руководство ею, то есть планирование создания такой организации и ее деятельности, либо приискание и вербовка членов такой организации, либо проведение сборов членов такой организации, либо создание денежных и иных фондов для поддержания членов такой организации и ее преступной деятельности, либо снабжение такой организации оружием и средствами для совершения преступлений, либо организация сбора информации о потенциальных жертвах и о деятельности правоохранительных органов, либо согласование преступных планов и действий с другими преступными организациями и группами или отдельными преступниками в стране и за рубежом, наказываются лишением свободы на срок от 16 до 25 лет.

Определение понятия преступной организации (сообщества) содержится в ч. (1) ст. 47 УК РМ, где указано, что преступной организацией (преступным сообществом) признается объединение преступных групп в устойчивое сообщество, деятельность которого основана на разделении между членами организации и ее структурами функций управления, обеспечения и исполнения преступных замыслов с целью влияния на экономическую и другую деятельность физических и юридических лиц или контроля за такой деятельностью в других формах для получения выгод и реализации экономических, финансовых или политических интересов.

Сопоставление приведенных определений показывает, что в основе понятия преступной организации (сообщества) лежит понятие организованной преступной группы. Здесь следует отметить, что законодатель в статьях 47 и 284 УК РМ использует иное понятие, чем организованная преступная группа, а именно – преступная группа, что не одно и тоже. Более того, данное понятие (преступная группа) не встречается ни в одном составе Особенной части УК, где оперируется лишь понятиями: совершение преступления двумя и более лицами, преступной организацией или организованной преступной группой.

В связи с данным обстоятельством можно рекомендовать законодателю либо включить отдельную статью раскрывающее понятие преступная группа (по примеру УК Украины (ст. 28) и УК России (ст. 35)), либо отказаться вообще от использования данного понятия.

Итак, преступная организация признается устойчивое сообщество двух и более организованных преступных групп, заранее объединившихся с целью влияния или контроля за деятельностью физических и юридических лиц для получения выгод и реализации экономических, финансовых или политических интересов [5, 173].

Признаки присущие организованной преступной группе характеризуют и преступное сообщество. Однако последнему, наряду с такими признаками как устойчивость и соорганизованность, свойственны и другие признаки, которыми, в частности, являются: 1) сплоченность организованной группы; 2) момент окончания, перенесенный на раннюю стадию; 3) цель создания.

Признаки: устойчивость, соорганизованность, сплоченность являются оценочными, близкими по своему содержанию и устанавливаются всякий раз, исходя из конкретных обстоятельств дела. Однако, их использование законодателем в качестве самостоятельных признаков означает все же, что они отличаются друг от друга. Ниже попытаемся эти отличия выделить.

Соорганизованность участников организованной преступной группы предполагает создание устойчивого объединения группы лиц до совершения преступления (преступлений), что выражается, во-первых, в наличии четкой предварительной подготовки и единого плана относительно объединения действий участников группы, в том числе с распределением функций (ролей) между ними. Такой план известен и одобрен всеми участниками организованной группы. Во-вторых, общими действиями такой группы достигается желаемый всеми членами группы преступный результат.

Устойчивость предполагает предварительную договоренность, а так же выражается продолжительностью существования группы во времени, наличием постоянных связей между членами, замкнутость от общества и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Группа (организация) характеризуется устойчивостью состава, наличие организатора, четкостью структуры [6, 246]. Представляется, что определяющим признаком организованной преступной группы, характеризующим ее устойчивость, является наличие организатора или руководителя группы. Именно организатор создает группу (сообщество), осуществляя подбор соучастников, распределяет роли между ними, устанавливает дисциплину и т.п., а руководитель обеспечивает целенаправленную, спланированную и слаженную деятельность как группы в целом, так и каждого ее участника.

Сплоченность, как и устойчивость – оценочный признак. Его использование законодателем в качестве самостоятельного признака означает, что он отличается от устойчивости, хотя все признаки устойчивости присущи и сплоченности. Но сплоченность характеризуется и другими признаками. Ими являются, в частности, «круговая порука», конспирация, общая касса («общак»), наличие специальных технических средств и т.д.

«Круговая порука» может быть основана на таких обстоятельствах, как, например, совместное совершение, участниками группы преступления ранее, включая осуждение за него по одному и тому же уголовному делу; отбывание участниками прежде наказания в одном и том же месте лишения свободы; взаимная осведомленность участников о компрометирующих друг друга материалах; использование для поддержания дисциплины в группе насилия, угроз, жестокости и т.п. Она может выступать в виде договоренности об отказе от показаний в случае разоблачения, умолчания о членах группы, их связях и действиях, о взаимной выручке и т. п. Конспирация чаще всего выражается в использовании условных наименований и сигналов, уголовного жаргона, шифров, паролей и т.д.

Общая касса – это находящиеся в распоряжении группы денежные средства и иные ценности, добытые в результате преступной и иной незаконной деятельности.

Специальные технические средства – это различные подслушивающие и антиподслушивающие устройства, охранная сигнализация, транспорт, которыми оснащена организованная преступная группа (организация) [7, 9].

Устойчивость и сплоченность преступного сообщества предопределяют более или менее продолжительную преступную деятельность и тяжесть преступлений, которые стремятся совершить участники сообщества. Учитывая опасность преступлений, ради которых формируется преступное сообщество, законодатель саму организацию, участие в преступных сообществах относит к самостоятельным преступлениям. Организация преступной организации (преступного сообщества) является оконченным преступлением с момента его создания, тогда как создание организованной преступной группы, представляет собой лишь приготовление к преступлениям, для совершения которых она образована.

Целью создания преступной организации является преступная деятельность, направленная на получение выгод и реализации экономических, финансовых или политических интересов, а методами (средствами) достижения этих целей – влияние на экономическую и другую деятельность физических и юридических лиц или контроль за такой деятельностью в любых других формах. Целью же создания организованной преступной группы является совершение одного или нескольких преступлений.

Как уже было отмечено выше, сформулированное законодателем понятие преступной организации напоминает скорее криминологическую дефиницию, чем уголовно-правовое понятие. Данная норма практически не применима, если только четко придерживаться буквы закона. На практике будет очень трудно доказать, что преступная организация создается или создана для обеспечения и исполнения преступных замыслов с целью влияния на экономическую и другую деятельность физических и юридических лиц или контроля за такой деятельностью в других формах для получения выгод и реализации экономических, финансовых или политических интересов. Или сколько, к примеру, сил и средств потребуется доказать что нарушение тайны переписки совершенно в интересах преступной организации (ч. (2) п. с) с. 178 УК); или что кража (ч. (3) п. b) ст. 186) а также сутенерство совершенны преступной организацией (ч. (2) п. b) ст. 220 УК) и т. п. Правоприменитель должен доказать: факт объединения организованных преступных групп в устойчивое сообщество при совершении данных преступлений, деятельность которого основана на разделении функций управления и исполнения преступных замыслов, и что немаловажно и трудно доказуемо – наличие цели влияния или контроля за деятельностью юридических и физических лиц для получения выгод (очень широкое понятие), либо для реализации экономических, финансовых или политических интересов (каких?).

Украинские и российские законодатели более определенно сформулировали цель создания преступного сообщества – это совершение любого тяжкого либо особо тяжкого преступления (ст. 255 УК Украины и ст. 210 УК России).

Часть (3) ст. 47 УК РМ признает в качестве организатора или руководителя преступной организации лицо создавшее преступную организацию или руководящее ею. Объективная сторона создания преступной организации или руководства ею, исходя из ст. 284 УК РМ характеризуется любым из перечисленных ниже действий.

1) Создание преступной организации заключается в приискание и вербовке членов, т.е. в вовлечении в сообщество его участников, определении и закреплении за ними их ролей в составе организации, планирование преступных действий сообщества в целом и его отдельных членов, снабжение членов сообщества оружием и средств совершения преступлений, создание денежных или иных фондов для поддержания членов преступной организации и т.д. Создание преступного сообщества (преступной организации) является оконченным преступлением с момента завершения образования сообщества.

Законодатель, вероятно, допустил неточность, предусмотрев в ст. 284 УК ответственность за планирование создания преступной организации. Если планирование преступных действий преступного сообщества в целом и его отдельных членов можно признать как организаторскую деятельность то планирование, т.е. намерение создания такой организации, вряд ли. Поэтому данное положение необходимо исключить из названной статьи.

2) Руководство преступной организацией состоит в управлении участниками уже созданного сообщества; распределении и перераспределении функциональных обязанностей между ними; поддержании внутригрупповой дисциплины; вовлечении в сообщество новых членов; предотвращении выхода из сообщества отдельных участников путем оснащении сообщества техническими средствами, установлении связей с должностными лицами государственных органов, а также представителями коммерческих и других организаций с использованием различных приемов и способов, включая взятки, обман, насилие; проведение сборов членов организации; создание денежных или иных фондов для поддержания преступной деятельности; организация сбора информации о потенциальных жертвах и о деятельности правоохранительных органов. К деятельности по руководству преступным сообществом следует отнести также согласование преступных планов и действий с другими преступными организациями и организованными преступными группами или отдельными преступниками в стране и за рубежом.

Преступление признается совершенным преступной организацией, если оно было совершено одним из членов такой организации в ее интересах или лицом, не являющимся членом преступной организации, по поручению этой организации. Организатор и руководитель преступной организации несет уголовную ответственность за все преступления, совершенные организацией.

Субъект преступления, ответственность за которое установлена ст. 284, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-го возраста, являющимся организатором или руководителем преступного сообщества.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной цели. Виновный в создании преступной организации осознает, что сообщество создается для совершения преступлений с целью влияния на экономическую и другую деятельность физических и юридических лиц или контроля за такой деятельностью для получения выгод и реализации экономических, финансовых или политических интересов и желает этого.

Виновный в руководстве преступным сообществом (преступной организацией) либо входящим в него структурным подразделением осознает, что руководит преступной деятельностью сообщества или его подразделением осознает цель и общественную опасность данного руководства и желает его осуществлять.

Приведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра норм об ответственности за совершение преступления в соучастии, и в частности за создание или руководства преступной организации. Статью 284 УК РМ можно излагать в следующую редакцию:

Создание преступной организации в целях совершения тяжкого, особо тяжкого либо чрезвычайно тяжкого преступления, а также руководство такой организацией или входящими в ней структурными подразделениями, а также организация либо руководство встрече (сходке) руководителей или иных представителей преступных организаций или организованных преступных групп для разработки планов и условий совместного совершения преступлений, материального обеспечения преступной деятельности либо координации действий объединений преступных организаций или организованных групп – наказывается…

Отсюда напрашиваются изменение и ч. (1) статьи 47 УК РМ редакция, которой может быть изложено следующим образом:

Преступной организацией (преступным сообществом) признается устойчивое и сплоченное сообщество, созданной с целью совершения тяжкого, особо тяжкого или чрезвычайно тяжкого преступления, либо объединение организованных преступных групп, созданных в тех же целях.

Литература:

  1. Бужор Валерий. Криминологический анализ групповых форм насильственной преступности. Учебное пособие. Кишинев: Изд-во Literatura juridică, 1994.
  2. Criminalitatea organizată şi economia tenebroasă în Republica Moldova. Materialele conferinюei ştiinţifico-practice republicane. Chişinău, 1999.
  3. Borodac Alexandru. Manual de drept penal. Partea specială. Chişinău, 2004.
  4. Comentariul Codului penal al Republicii Moldova. Chişinău, 2003.
  5. Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Молдова, Кишинэу, 2005.
  6. Уголовное право Украины: Общая часть: Учебник, К: Юринком Интер, 2003.
  7. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации). Комментарий – М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 1997.